Православие и Гомеопатия
“Как не должно вовсе избегать врачебного искусства,
так не сообразно полагаться в нем”.
Св. Василий.
Принимать или не принимать гомеопатическое лечение православному верующему?
На написание этой статьи меня подтолкнуло появляющиеся в отдельных православных изданиях статьи о вреде гомеопатии. ( форум на Lytkarino.ru – «Гомеопатия, лекарство или яд, для Христианина?», Православная газета для простых людей №4 (22) 2000 - «Панацея или оружие оккультистов?», Книга «От чего нас хотят спасти?» изд. "Даниловский благовестник", М, 2001 «Что такое активизация лекарств, или кое-что о сущности гомеопатии».)
Особенно обидно было прочитать рассуждения уважаемого мною человека, отца Анатолия (Берестова), иеромонаха, доктора медицинских наук в книге «От чего нас хотят спасти». Для начала он проводит аналогию гомеопатического лечения с экстрасенсорным воздействием. Потом о. Анатолий рассматривает гомеопатию “в трех аспектах: медицинском, научном и духовном”.
Анализируя “медицинский аспект”, автором приводится довод, что он “не знает ни одного органического заболевания, которое бы вылечили гомеопаты”. Прошу извинить за такое сравнение, но в шестидесятые годы, когда свершились первые полеты в космос у атеистов был “замечательный” аргумент в пользу отсутствия бога: “Космонавты летали, а никого сидящего на облаке не увидели”. Аргумент, конечно, для 5-летних детей…, но как прокомментировать слова: “…я эффекта не видел, значит, его нет”.
Хорошо, что автором не отрицается возможность воздействия гомеопатических препаратов на функциональный и психический уровень. Ведь общеизвестно, что при эффективном лечении болезни на этой стадии, она не сможет перейти на более тяжелый органический уровень.
Утверждение, что не существует “научных аспектов гомеопатии” – вообще не правомочно. Автор видимо не знаком с всё возрастающим количеством научных публикаций, в которых с точки зрения химии, физики, квантовой физики и физиологии оцениваются молекулярные механизмы действия гомеопатических препаратов. На многие вопросы уже даны ответы, многие еще требуют дальнейших фундаментальных исследований. Один из постулатов гомеопатии “Подобное лечится подобным”- эффективно используется в современной медицине. Примером этого является вакцинация, способы десенсибилизации при лечении аллергических заболеваний. О повсеместном влиянии идей гомеопатии в общей медицине говорит развитие фармакологии субминимальных доз, увеличение количества форм сублингвальных таблеток. Кроме того, рассуждение о “не научности” для православного священника мне не понятны. Ведь изменение пола, аборты или искусственное оплодотворение строго научны и производятся по всем медицинским канонам. А истечение мирры из святых икон или плащаница Иисуса Христа не научны, но не перестают быть значимы для любого верующего человека.
Оценивать“Духовные аспекты гомеопатии” следует по основополагающим книгам, написанным создателем гомеопатии. И только проанализировав эти книги, можно рассуждать об оккультизме гомеопатии, обзывать ее создателя “алхимиком и масоном”.
Но если все, что написано в этих книгах не противоречит религиозным устоям, то, следовательно, использовать этот метод может любой православный человек. К сожалению, большинство авторов, которые пытаются критиковать гомеопатию, судят о ней, не прочитав ни одной книги, или используют книги и суждения людей далёких от классической гомеопатии, законы которой были изложены в «Органоне врачебного искусства» С. Ганемана. Нельзя по суждениям и делам отдельных гомеопатов делать выводы о целом медицинском направлении.
Если обратиться к другой православной литературе ( газета «НГ Религия», 09.02.2000, священник Антоний Ильин «Православна ли гомеопатия?», Российская православная газета «БЛАГОВЕСТ» №6 (78) июнь 2000 «История гомеопатии в России», статья Олега Троицкого «Православие и гомеопатия», статья А.Крылова «Гомеопатия и религия» ) то из неё мы можем узнать, что всеми уважаемые священники начала века активно высказывались в пользу гомеопатии.
На открытии и освящении гомеопатической аптеки и лечебницы в Санкт-Петербурге в 1892 году Отец Иоанн Кронштадский сказал: “Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная Премудрость не нашла более верного средства к врачеванию негодующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевания подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил на все века дальнейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединённых с Божеством. Значит, в самом Богочеловеке имеем пример врачевания “подобного подобным”. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при Ваших общеполезных действиях “Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества”.
Мишенью для гонений в послеоктябрьский период в России были и православная церковь, и гомеопатия. В стране проходили многочисленные “разоблачительные” диспуты как антицерковных, так и антигомеопатических направлений. Характерно, что даже ярлыки на “гонимое” тогда наклеивались сходные. Воинствующие аллопаты-большевики характеризовали гомеопатию как ненаучный метод лечения, “выражение чуждого нам витализма”, “подспорье религии”, “опиум для народа”, “закабаление рабочих” и т.д.
Но нельзя же идти по второму кругу! …
А вот высказывания самого святителя Феофана: “Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня. Памятник ей надо воздвигнуть”.
Священномученик Серафим (Чичагов) в свое время был военным, но из-за желания помочь людям стал глубоко изучать медицину, прежде всего народную. Сам помогал больным и составил лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. В его книге «Медицинские беседы», изданной в 1891 году, говорится о гомеопатии. Книга эта переиздана в 2-х томах издательством «Аванти» в 1999 году.
Все эти высказывания великих людей Православия говорят о безусловном признании гомеопатии, а следовательно, и о соответствии гомеопатического метода православным традициям. До 1914 года в России 4 тыс. священников использовали метод гомеопатии для помощи своим прихожанам. Многие архиепископы благословляли семинаристов на изучение гомеопатии прямо в семинарии. Наверное, благодаря огромному числу практикующих священников гомеопатию называли подлинно христианской медициной.
“Каким бы поверхностным не был наш исторический экскурс, его вполне достаточно, чтобы понять одно: - гомеопатию и Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности ее духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.) понимают это, благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода”. (отец Антоний Ильин).
С другой стороны, я согласна с мнением О. Троицкого, что “ни изобретение метода гомеопатии, ни свойства гомеопатических препаратов не относятся ни к духовной, ни к нравственной жизни, а являются практическими, эмпирическим человеческим знанием. К гомеопатии, очевидно, следует относиться, как и к любому другому человеческому искусству разновидности врачебного, а не к религии, оккультизму или духовной практике”.
И далее “Сами свойства природных элементов даны нам Создателем, мы лишь опытным путем можем попытаться использовать к нашей пользе, воздавая при этом благодарение Творцу всего. Конечно, среди гомеопатов есть представители неправославных конфессий и других религий, немало и людей не верующих ни во что, кроме “могущества” человеческого разума. Однако на основании того, что “некоторые не хорошо пользуются врачебным искусством, не должно нам избегать эти пользования”. (Св. Василий Великий).”
Со времен Гиппократа медицине известны два способа лечения: первый базируется на законе противоположностей, и верхом совершенства здесь, без сомнения, является антибиотикотерапия; второй - на законе подобия, дающего в руки врача индивидуализированую терапию, которая называется гомеопатией и основывается на лечении лекарственным средством, характерные признаки которого подобны индивидуальным реакциям пациента при патологическом состоянии.
Между этими двумя методами не может быть никаких конфликтов: они вдохновляются различными принципами, применение которых принадлежит единой медицине. Два различных принципа, два различных метода, клинический и терапевтический, не могут ни игнорироваться, ни разделяться, т. к. они составляют единое целое.
Как нельзя противопоставлять медицину и религию, так нельзя противопоставлять гомеопатию и религию.
Радомская Наталья Анатольевна
директор Гомеопатического
Центра реабилитации и здоровья
в Ново-Переделкино
Web: www.homeopatica.ru